Реконструкция легендарного боя прошла на Кобринском укреплении
Брестская крепость для белорусов и всех, кто потерял близких в Великую Отечественную войну, стала местом глубокой скорби.
Брестская крепость для белорусов и всех, кто потерял близких в Великую Отечественную войну, стала местом глубокой скорби.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В четыре часа утра Германия напала на Советский Союз. Первыми удар нацистов приняли на себя защитники Брестской крепости. Сегодня там вспоминают тех, кто сражался за победу. Подробности узнала корреспондент «МИР 24» Ольга Забелич.
Рано утром войска Вермахта внезапно атаковали западные границы Советского Союза. Брестская крепость первая приняла на себя удар Сегодня здесь вновь гремели взрывы и выстрелы. В исторически точном месте и в точное время прошла реконструкция легендарного боя на Кобринском укреплении.
В масштабном военно-историческом представлении участвовали около 300 реконструкторов из разных стран – Беларуси, России, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехии, Болгарии. Из Европы – 40 человек, по одному из Китая и Японии. Кстати, последние уже бывали в Бресте на 22 июня, но это было более пять лет назад. Несколько дней участники реконструкции жили здесь в военно-полевом лагере в приближенных к июню 1941-го условиях.
«Наши деды, прадеды не зря воевали, не зря это все делали для нас. А люди как-то забывают. Хотелось бы верить, что донесем до людей это», – поделился реконструктор.
«Показать эмоции, которые пережили те солдаты в этот день, погибшие за нашу родину», – отметил другой реконструктор.
«Надо благодарить наших прадедов, прабабушек за то, что мы живы», – сказала участница реконструкции.
Зрители увидели много военной техники. К примеру, в реконструкции задействовали самолет АН-2. Здесь он изображал вражеский самолет-разведчик. Был немецкий танк и вражеский передвижной госпиталь. Были советские бронемашины. Трансляцию вели на большом экране под дикторский текст.
«Прониклась. У меня было ощущение, что нахожусь в 1941-ом году. И музыка, и атомосфера, и обстановка – все соответствовало этому», – поделилась зрительница.
«Вздрагиваешь. Сразу весь этот звук, запах. Очень реалистично. Будоражит сознание», – отметила другая зрительница.
«Совершили такой подвиг наши предки. Я думаю, что надо помнить, почитать», – сказал зритель.
Встречать первых посетителей героическая цитадель начала за несколько часов до рассвета. Километровая аллея от входа до Вечного огня превратилась в Дорогу памяти. Прошел митинг-реквием. На воду Западного Буга спустили венки, возложили их и к плитам мемориала. А потом в крепости смолкли все голоса: погибших почтили минутой молчания.
«Очень важно, чтобы молодые люди, с которыми мы говорим об этом, были честны в своих поступках сегодня. Сверяя и задавая себе вопрос, как бы они поступили, приди на их землю беда, которая пришла 81 год назад на землю единого Советского Союза», – сказал государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России Дмитрий Мезенцев.
Летопись войны в письмах хранят многие семьи. Среди них и Грибачевы из белорусского города Шклова. В их домашнем семейном архиве 60 посланий с фронта и от тех родственников, которые во время войны угнали на работы в Германию. Семейный архив Ольга и ее сын Иван достают несколько раз в год. Письма знают почти наизусть.
«Письма делились на то, чем они были написаны. По характеру и содержанию. Обычное или в треугольнике. Отдельно уходили из Германии и с фронта», – рассказал правнук ветерана Великой Отечественной войны Иван Грибачев.
Прадед Ивана Мефодий в Великую Отечественную служил в передвижном военном госпитале. Двух старших детей-подростков угнали на работу в Германию. Младшие остались в оккупированной Беларуси. Гале – бабушке Ивана – тогда было всего два года. Одно письмо с фронта посвящено ей.
«Здравствуй, моя дорогая крошка, я очень рад, что начинаешь поправляться и начинаешь хоть с моей палочкой». В тот момент она сломала ножку и временно не могла ходить. Он обвел свою руку, чтобы она могла прикоснуться к его руке», – добавил правнук ветерана Великой Отечественной войны Иван Грибачев.
После победы из Германии вернулись и родственники Грибачевых. Иван увлекся изучением семейной летописи. Написал работу и принес в школу. А его мама Ольга – учитель русского языка и литературы – подключила и других учеников к сбору информации о воевавших родственниках.
«Ко меня пришла одна девочка, которая принесла историю о четырех прадедах, четырех прабабушках. Она готова была отвечать целый урок. И тогда дети, которые не подготовились, к концу урока подошли и сказали: а можно мы на следующий урок, а мои меня в деревню не отвезли. Может быть, это их каким-то образом заставило стать хранителями войны в своих семьях», – добавила учитель русского языка и литературы Ольга Дрозд.
В Беларуси год исторической памяти. Многие документы рассекречены, архивы оцифрованы. Найти погибших или узнать о пропавших без вести родственниках сегодня можно и в интернете.
Единственное письмо в семейном архиве Грибачевых написано красными чернилами. В 1945-м Прадед Мефодий поздравил близких с новым годом и рождеством. Ольга и Иван уверены: так он сообщил семье, что Победа уже совсем близко.