Как «пекут кота» в Минской области? Традиции, дошедшие до наших дней
Испечь кота из теста, устроить вокруг него зажигательное игрище, от души повеселиться, а заодно, возможно, и найти вторую половинку — такова суть древнего белорусского обряда «Пячы ката» (в переводе: «испечь кота»). Здесь дозволено все: от громкого крика на всю округу «Мама, готовь подушки, я замуж хочу!» до неожиданного поцелуя с незнакомцем.
«Играют в кота как женатые, так и неженатые люди. Парни, девчата — чтобы познакомиться. Приходят и посмотреть, как старшие веселятся. Учатся, как быть счастливыми в семейной жизни».
В начале XX века игра для взрослых «Ката пячы» была популярна, если не во всей Беларуси, то в Минской области точно. Сегодня традиция сохранилась лишь в агрогородке Скирмонтово. Все благодаря Софье Адольфовне Редько. Сначала женщина проводила такие встречи у себя дома, затем в местном Доме культуры. Позже передала «кота» по наследству — своей невестки. А с 2017 года обряд — в списке нематериального культурного наследия Беларуси.
«Ну, может где-то собаку пекут или еще кого-то, а у нас — кот! Он — защитник дома, семейного очага, супружеского ложа. Мы здесь не просто развлекаемся. Это все что-то да обозначает!»
Вечером местные жители со всей округи собираются в Доме культуры. В это время хозяин с хозяйкой в соседней комнате из печки уже достают кота. Голова, туловище и лапки у него — из дрожжевого теста. Сначала собирают мордочку. Глаза — из шиповника, нос — из боба, язык — из сушеного яблока.
«Смотрите, смеется и язык показывает. Теперь будем делать уши. Уши у нас будут из кусочка сала», — не отрываясь от работы говорит хозяин вечеринки Сергей Янковский.
Треугольные ушки сажают на зубочистки, лапки – на шпажки. Собрать кота – задача не простая. Тесто специально подсушивают в печи, чтобы потом его было сложнее откусить. Между тем кот почти готов, осталось закрепить главный атрибут – кошачий хвост из деревенской колбасы. А для портретного сходства добавить усы из спагетти. Подошли бы и зубочистки, но опытные создатели кота использовать их не советуют. В попытке откусить кусочек кота, гости могут пораниться, поэтому сухие макароны здесь то что надо.
Гости поют, водят хороводы, хохочут. Тонкий флирт, откровенные заигрывания, острые шутки и недвусмысленные намеки — на этом строится весь обряд. Но главная фигура – кот. Когда его приготовят, за ним начнется настоящая охота. Кому удастся откусить кусочек кота – поймает удачу, а если хвост – заберет гран-при. Победителя будут возить по комнате на коне.
«На этих коней мы выбираем более крепких парней, покрывало на спину и гоняем его, покуда конь не дойдет до изнеможения. Последний раз хвост у кота откусил мужчина в теле, а конь «дохловатый» попался. Он под конец аж взмолился: не могу, говорит, спина болит, долго не выдержу (смеется)», — делится воспоминаниями Сергей Янковский.
Готового кота торжественно выносят и подвешивают под потолок. С этого момента начинаются и конкурсы попикантнее, и игры погорячее. Гости успели присмотреться друг к другу. Пора показать ловкость, физическую форму и изобретательность.
Одного из участников отводят в конец комнаты и выдают ухват (печная утварь, с помощью которой ставят и достают из печи чугуны). Человек разгоняется и будто «летит» на метле. При этом кричит: «От порога до кута, бегу до лысого кота». Подпрыгивает и пытается откусить кусочек кота. А если повезет — то ломтик хвоста. Не получилось ни одно, ни другое – исполни желание, фант. Например, одной девушке пришлось встать на табуретку и три раза прокричать, да так, чтобф на другом конце деревни услышали: «Мама, готовь подушки. Я замуж хочу!». Еще одно задание называется — «Сорвать вишенку». Девушка стоит на табуретке, во рту у нее конфета. Парню нужно подпрыгнуть и во чтобы то ни стало дотянуться до сладкого.
«А где еще народу познакомиться, как подойти и что-то сказать? Молодежи особенно. А тут такая возможность. Хочешь — потанцуешь, хочешь — в подушечку познакомишься. А хочешь — вишенку сорвешь. Я здесь в роли свахи, наблюдаю стороны и знаю, кто на кого глаз положил».
Если у молодежи более целомудренные игры, то у взрослых свои забавы. Не получилось откусить кота – походи петухом вокруг курицы. Со стороны это выглядит, как брачные игры у пернатых.
Не менее фривольный фант – называется «пагаблявАць жанчыну». «Габлявать» переводится, как строгать. В Скирмонтово шутят, мол, некоторые дамы после такого даже выглядят стройнее.
«Нужно положить женщину на скамейку. А мужчины с двух сторон берут подушку и проглаживают, будто строгают. Женщина при этом кричит, мол, хватит-хватит. Ну, это такая шутка. В принципе, все наше игрище шутливое. Я не знаю ни одного человека, кому бы это было не интересно. Каждый будет улыбаться или даже смеяться до слез. Очевидно, это все для этого и делается», — рассказывает заведующая филиалом «Скирмонтовский дом культуры» Наталья Редько.
Когда от шуток у гостей начинают катиться слезы, а от смеха болеть животы, для устроителей игрища – это знак: пора перемещаться в «кошачью комнату». Там всех ждет застолье, которое напоминает деревенскую свадьбу. Начинается все не с тоста, а с дележки кота. Каждый кусочек имеет значение.
«Дарю кусочек спинки, чтоб вырастил хорошую свинку. А двум подружкам даю ушки, чтоб муж не ходил к подружке. И вот вам усы, чтоб дорогой подарил вам бусы», — делится народной мудростью сваха Наталья Юшкевич.
Веселье продолжается за полночь. Гости поют белорусские народные песни о деревне, о родине, о любви. Точно зная, что снова соберутся ровно через год на нового кота.
