История белорусского кинематографа начинается с черно-белых полнометражных фильмов. И самый первый вышел с пометкой Х-1, что означало «первый художественный». Почетного дебюта удостоилась кинокартина «Лесная быль» в 1926 году. Премьера национального фильма собрала очереди в Минске на всю улицу до кинотеатра «Культура».
«Белорусское кино начиналось не с фильмов, как это случилось у братьев Люмьер, а с государственной структуры «Белгоскино». В его состав вошла кинофабрика «Советская Беларусь». И в этом парадокс нашей белорусской истории. А потом были 20-е годы, был замечательный Юрий Тарич – основоположник белорусского кино, режиссер, который снял первый отечественный фильм «Лесная быль», — рассказывает кандидат искусствоведения Антонина Карпилова.
Если современные фильмы весят гигабайты, то их прародители – килограммы. Первый белорусский фильм «Лесная быль» – это башня из семи круглых жестяных коробок весом 21 килограмм.
Кинопленка требует репетиции, четкого плана и предельной дисциплины. Профессиональные художники задолго до команды «Мотор!» прорисовывали по кадрам мизансцены до деталей. Работа была кропотливая, но вместе с тем и абсолютно творческая.
«Вот этот взлет, свободное дыхание 60-х годов придали развитие белорусскому кино, и мы получили лучшие фильмы столетия. Время свободных высказываний и экспериментов. Опора на классику. Потому что наше кино белорусское – это всегда было и остается литературоцентристским. С опорой на литературу самого высокого качества. В том числе на национальную: Василя Быкова, Алеся Адамовича, Владимира Короткевича».
В советские годы на один фильм выделяли 15 тысяч метров кинопленки. Из него оставалось три. В каждой такой круглой коробке – 10 минут фильма.
Кинопленка, по сути, это химическая субстанция. Она, как слоеный пирог, состоит из нескольких сверхчувствительных слоев фотоэмульсии, или желатина.
Чтобы величайшее из искусств не съела плесень, ее отправляют в химчистку. Регулярно ленты отмачивают в ванне с химическим раствором – так убирают микротрещины и царапины. Могут делать и фотохимическое восстановление, то есть перезаписать исходную работу на новую. С кинопленкой до сих пор работают и вручную.
В цифровом мире кино начинает преображаться с помощью искусственного интеллекта и человека. Убирают щелчки и брак по звуку, обнаруживают и устраняют все царапинки и трещинки.
Флешки, сервера с памятью не на гигабайты, а на гигабайты гигабайтов, мощные компьютеры и другое оборудование. Без этого не живет сегодня цифровое кино. Но ценители подлинного искусства не забывают и о старой доброй кинопленке. Той самой – с зернистостью, глубиной картинки, светом и бликами на лицах в черно-белом фильме. Она не только навевает воспоминания о первом белорусском кино, но еще и создает особую, винтажную атмосферу.